е оа о-г-^л» sr^Ci^ S f . 0<Р. ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕ Общие положения Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Методическое объединение организуется при наличии учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и обеспечивающих дисциплин. В образовательных учреждениях могут также создаваться методические объединения классных руководителей и т.п. Количество методических объединений и их численность определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач и устанавливаются приказом директора ОУ и штатами. Учителя, входящие в состав методического объединения, осуществляют подготовку учащихся по предметам соответствующей образовательной области. Формы обучения - дневная и надомная. Перечень предметов, по которым допускается надомное обучение устанавливается Министром образования Российской Федерации. Обучение осуществляется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по УВР. Методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по УВР. Методические объединения в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органами управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора. Учебно-воспитательную и методическую работу методические объединения осуществляют на основе настоящего Положения, приказов и директив Министра образования Российской Федерации, а также рекомендаций Департамента образования, Западного окружного управления образования, Окружного методического центра. По вопросам внутреннего порядка они руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (контрактами). Задачи и направления деятельности методического объединения Методическое объединение как структурное подразделение образовательного учреждения создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение: * удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; * организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебновоспитательной и методической работы по одной или нескольким родственным дисциплинам: * совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебнометодического и материально-технического обеспечения; * повышение педагогической квалификации учителей; * организация и проведение работы по профессиональной выпускников и подготовка их к поступлению в высшие учебные заведения. ориентации Основные формы работы в методическом объединении: * проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс; * круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.; * заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся; * открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету; педагогический марафон; * лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии; * изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта; - проведение предметных и методических недель; - взаимопосещение уроков; * контроль над качеством проведения учебных занятий. Основные направления деятельности методического объединения: и анализ результатов образовательной деятельности по предметам; * участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов; * разработка интегрированных учебных программ по изучаемым предметам и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов; * подготовка и обсуждение рукописей учебно-методических пособий и дидактических материалов по предметам; * проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по предметам; * подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей; * обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов; * обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним; * рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работой учащихся; * организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых информационных технологий обучения; * разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения (терминальных и дисплейных комплексов, макетов, стендов, диафильмов, таблиц и т.д.), а также методики их использования в учебном процессе; * совершенствование учебно-лабораторной базы (лабораторных и специальных классов, кабинетов, локальных вычислительных сетей и их программного обеспечения); * взаимные посещения занятий как внутри методического объединения, так и между учителями различных методических объединений с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов; * совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими М/О в целях обмена опытом работы; * изучение опыта работы родственных М/О других учебных заведений и обмен опытом этой работы; * выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями; * разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам. Работа методических объединений Возглавляет методическое объединение председатель, выбираемый из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения. Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором школы. Заседания методического объединения проводить не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по УВР. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Рекомендации подписываются председателем методического объединения. Документация методического объединения Для нормальной работы в методическом объединении должны быть следующие документы: 1. Положение о методическом объединении. 2. Функциональные обязанности учителей М/О. 3. Анализ работы за прошедший год. 4. Тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год. 5. План работы М/О на текущий учебный год. 6. Банк данных об учителях М/О: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание). 7. Сведения о темах самообразования учителей М/О. 8. Перспективный план аттестации учителей М/О. 9. Перспективный план повышения квалификации учителей М/О. 10. График повышения квалификации учителей М/О на текущий год. 11. График проведения текущих контрольных работ (вносят сами учителя или председатели методических объединений. Цель: предупреждение перегрузок учащихся не более одной контрольной работы в день). 12. График административных контрольных работ на четверть). 13. Программы (факультативов, кружков). 14. Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету. 15. Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету). 16. План проведения предметной декады. 17. Информационные и аналитические справки, диагностика. 18. Протоколы заседаний М/О. Права методического объединения Методическое объединение имеет право: * готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда; * выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе; * ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении; * ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности; * рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; * обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора школы; * вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей; * выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах «Учитель года» и «Самый классный классный». Контроль над деятельностью методического объединения Контроль над деятельностью методических объединений осуществляется директором школы, его заместителями по учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором ОУ.